"Опорность" как принцип развития координации в борьбе - Форум
Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 29.05.2017, 20:06
Главная | Регистрация | Вход | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 212»
Форум » ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС » НА ТАТАМИ » "Опорность" как принцип развития координации в борьбе
"Опорность" как принцип развития координации в борьбе
ВладимирДата: Пятница, 01.01.2016, 00:32 | Сообщение # 1
Шрамы напоминают, что прошлое - реально!
Группа: Администраторы
Сообщений: 4403
Награды: 11
Репутация: 3
Статус: Offline
"Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю."

Архимед


Я не ищу мотиваторы для себя - я становлюсь мотиватором для других!
 
ВладимирДата: Пятница, 01.01.2016, 00:40 | Сообщение # 2
Шрамы напоминают, что прошлое - реально!
Группа: Администраторы
Сообщений: 4403
Награды: 11
Репутация: 3
Статус: Offline
В теории управления движением человека основополагающие понятия - координация движений, определенная выдающимся российским нейро- и психофизиологом Н.А. Бернштейном как "преодоление избыточных степеней свободы движущегося органа, иными словами, превращение последнего в управляемую систему", и ее высшая форма - ловкость, являющаяся интегральной качественной характеристикой.
Ловкость принято рассматривать как системное качество и дифференцировать ее на отдельные координационные способности (КС).
Теория выделяет более 20 разных видов КС, которые можно дифференцировать в зависимости от специфики их проявления в двигательных действиях на специальные, специфические и общие, а также на элементарные и сложные. Дифференциация координации движений и ловкости на отдельные КС позволяет целенаправленно осуществлять процесс их развития в соответствии с предполагаемой двигательной деятельностью тренирующегося.
Анализ двигательной деятельности спортсменов в динамике борьбы позволяет выделить опорность в отдельный вид специальной сложной двигательно-координационной способности человека, развитие которой особенно актуально для этого вида спорта.
Опорность - основной принцип, которым пронизывается вся двигательная деятельность спортсменов в процессе борьбы.
Практически невозможно произвести ни одного контролируемого технического действия в борьбе, не обеспечив собственную опорность и не нарушив опорности соперника.
По своему смыслу опорность означает способность человека благодаря биомеханическим свойствам его тела создавать опору внешним предметам и телам и тем самым контролировать их перемещение в каком-либо направлении.
Опорность коррелирует с равновесием, имеет структуру, во многом схожую со структурой равновесия, подробно рассмотренной Л.Д. Назаренко, но при этом выходит за рамки взаимодействия тела лишь с земной гравитацией, так как опорность обеспечивается не только по отношению к ней, но одновременно и к другим силам, имеющим внешние источники и действующим в других направлениях.
В этом контексте равновесие тела в поле гравитации можно рассматривать как конкретное проявление опорности и называть его "аутоопорностью".


Я не ищу мотиваторы для себя - я становлюсь мотиватором для других!
 
ВладимирДата: Пятница, 01.01.2016, 00:46 | Сообщение # 3
Шрамы напоминают, что прошлое - реально!
Группа: Администраторы
Сообщений: 4403
Награды: 11
Репутация: 3
Статус: Offline
Принцип опорности можно рассматривать как базовый эволюционный принцип психомоторного развития человека. Гравитация земли - главный фактор, определивший появление и развитие в филогенезе опорно-двигательного аппарата (ОДА) у живых существ, в том числе и у человека.
Весь ход эволюции связан с совершенствованием и приспособлением опорно-двигательных систем разных видов животных к разнообразным условиям жизни и двигательным задачам, возникающим перед ними.
При решении любых двигательных задач гравитация служит основной константой, относительно которой должно быть обеспечено устойчивое равновесие тела - "аутоопорность".
Развитие в филогенезе и онтогенезе ОДА человека и его центральной нервной системы (ЦНС) также детерминируется вертикально направленной силой тяготения.
Нормальное психомоторное развитие ребенка характеризуется приобретением в определенные периоды его жизни навыков сохранения статического и динамического равновесия.
При использовании предметов человек кроме веса собственного тела испытывает силу тяжести предметов, а также возникающие при манипулировании ими силы реакции, инерции и т.д., относительно которых оперативно и гибко также должна была быть обеспечена функция опорности, являющаяся главным условием достижения целей использования предметов.
Полагается, что именно использование человеком предметов в своей жизнедеятельности послужило катализатором и условием развития в филогенезе его высших психомоторных функций.
Для обеспечения опорности при внешних динамических воздействиях как обязательное условие одновременно должны быть решены следующие задачи:
- правильное, оптимальное выстраивание, взаиморасположение частей тела по отношению к силе гравитации и действующим внешним силам - принятие определенной позы;
- фиксация их дифференцированными дозированными мышечными усилиями.


Я не ищу мотиваторы для себя - я становлюсь мотиватором для других!
 
ВладимирДата: Пятница, 01.01.2016, 01:04 | Сообщение # 4
Шрамы напоминают, что прошлое - реально!
Группа: Администраторы
Сообщений: 4403
Награды: 11
Репутация: 3
Статус: Offline
При обеспечении опорности вследствие анатомического строения ОДА на костных рычагах относительно суставов действуют разворачивающие моменты.
Принятие определенной позы позволяет минимизировать эти моменты, но они никогда полностью не сведутся к нулю. Поэтому взаиморасположение частей тела, а значит, и костных рычагов ОДА может быть оптимальным или не- оптимальным по критерию минимизации вращающих моментов.
Так, например, оптимальная поза по отношению к силе гравитации есть условие правильной осанки.
Неправильная, сколиозная осанка вызывает необходимость компенсировать появляющиеся излишние вращающие моменты дополнительными мышечными усилиями.
Минимизация вращающих моментов относительно суставов при условии сохранения опорности обеспечивает возможность максимального расслабления скелетных мышц и снижения в них энергозатрат, уменьшения активности нейроструктур ЦНС, обеспечивающих сохранение позы.
Сознательное рациональное управление фиксирующими мышечными усилиями позволяет оперативно изменять конфигурацию позы, сохраняя заданный вектор опорности, - поза становится пластичной, но опорной.
При условии ограничения избыточных степеней свободы кинематическая цепь становится способной создавать опору силам, действующим на нее извне, а управляемая подвижность по остальным степеням свободы привносит качество пластичности, вариабельности перестроений кинематической цепи.
Тогда под опорностью мы можем понимать способность выстраивать биокинематические цепи ОДА в локально устойчивые жесткие линии, по которым действие внешней силы, приложенной к одному концу цепи, приводится к другому, опирающемуся на прочное основание.
Эти линии можно назвать силовыми линиями опорности.
А сама опорная функция осуществляется за счет естественной жесткости костных звеньев, выстроенных в определенном порядке, и ограничения степеней свободы этих звеньев мышечными усилиями.
Таким образом, развитие опорной функции в различных динамических условиях связано с развитием координации движений в ее классическом определении и может служить методологической основой для ее развития.
Суть метода развития координации движений на принципе опорности: организация специальным образом динамического воздействия на тело человека, вынуждающего последнего адаптироваться к этому воздействию в природосообразном порядке посредством координации и регуляции своих движений, а именно: обеспечить опорность своего тела по отношению к этому воздействию.


Я не ищу мотиваторы для себя - я становлюсь мотиватором для других!
 
ВладимирДата: Пятница, 01.01.2016, 01:07 | Сообщение # 5
Шрамы напоминают, что прошлое - реально!
Группа: Администраторы
Сообщений: 4403
Награды: 11
Репутация: 3
Статус: Offline
Человек во внешних динамических взаимодействиях проявляется как активная сложная биомеханическая система, в которой под управлением ЦНС происходят сложнейшие динамические процессы и которая способна при правильной адаптации обеспечить возможность опорной функции по отношению к внешним, действующим не только по вертикали, силам.
Например, рассмотрим довольно критическую ситуацию, когда один партнер своей ладонью надавливает на ладонь горизонтально вытянутой перед грудью руки другого партнера, стоящего с вертикально расположенным позвоночником на двух или на одной ноге на горизонтальной поверхности опоры, пытаясь вывести последнего из равновесия.
На первый взгляд не вызывает сомнений, что устойчивость второго партнера может быть легко нарушена.
Но специальная тренировка позволяет ему за счет правильного расположения звеньев тела и оперативного перераспределения тонуса скелетных мышц компенсировать опрокидывающий момент внешней силы.
При этом партнер, оказывающий давление, ощущает, что он как будто давит на ось несдвигаемого стержня, направление которой совпадает с вектором силы давления.
Это субъективное ощущение "стержня" есть критерий правильной организации и адаптации ОДА к внешнему динамическому воздействию, что является сутью координационных упражнений на опорность, применяемых в методе. При снятии внешнего давления в идеале равновесие ("аутоопорность") не должно нарушаться.
Нарушение равновесия после снятия воздействия указывает (кроме некоторых вариантов упражнений) на то, что компенсация производится неадекватными усилиями или что взаимная опорность была достигнута вследствие принятия неправильной позы.
Для развития координации движений на основе принципа опорности применяются разнообразные специальные "упражнения на опорность", выполняемые с партнером или с партнерами.
Суть упражнений: один партнер осуществляет дозированное направленное надавливание (или тягу) на тело другого партнера с целью нарушения его устойчивости.
Партнер, находящийся под воздействием первого, изменением конфигурации своей позы и ее фиксированием, а также сознательной регуляцией и перераспределением мышечных усилий обеспечивает свою опорность по отношению к оказываемому воздействию.


Я не ищу мотиваторы для себя - я становлюсь мотиватором для других!
 
ВладимирДата: Пятница, 01.01.2016, 01:18 | Сообщение # 6
Шрамы напоминают, что прошлое - реально!
Группа: Администраторы
Сообщений: 4403
Награды: 11
Репутация: 3
Статус: Offline
Важным условием правильного выполнения упражнений на опорность является сознательное преодоление возникающего желания противодействовать внешней силе.
В противном случае после прекращения воздействия практикант тут же теряет равновесие.
Специфика упражнений заключается в сознательной регуляции тонуса мышц, их максимальном "отпускании" при сохранении опорности, что субъективно ощущается как "проведение" приложенной извне силы вниз к опоре.
Упражнения на опорность разделяются на статические и динамические.
Статические упражнения выполняются при внешне неизменяемой геометрии позы (стойки) и неизменяемом векторе силы, прикладываемой партнером.
Динамические упражнения выполняются:
- при изменении собственной позы (стойки) и неизменном векторе внешней силы;
- при изменении собственной позы (стойку) в соответствии с изменением вектора внешней силы.
Тренирующее воздействие в упражнениях направлено:
- на развитие проприорецепторной чувствительности;
- на развитие способности ОДА адекватно адаптироваться к внешнему динамическому воздействию;
- на развитие способности противодействовать моментам сил в суставах, стремящихся нарушить конфигурацию позы, т.е. связывать степени свободы движений костных звеньев;
- на развитие способности сознательной регуляции мышечных усилий.


Я не ищу мотиваторы для себя - я становлюсь мотиватором для других!
 
ВладимирДата: Пятница, 01.01.2016, 01:22 | Сообщение # 7
Шрамы напоминают, что прошлое - реально!
Группа: Администраторы
Сообщений: 4403
Награды: 11
Репутация: 3
Статус: Offline
Предварительные выводы.
На основании двухлетнего опыта применения этого метода при работе с детьми в возрасте от 8 до 12 лет можно сделать предварительные выводы:
- метод вполне доступен для работы с детьми начиная по крайней мере с 8-летнего возраста;
- при его использовании значительно улучшается проприорецепторная сенсорика, развивается специфическое суставно-мышечное "чувство опорности";
- значительно развивается способность сохранять равновесие, что, в частности, проявляется в увеличении длительности сохранения устойчивого равновесия стоя на одной ноге при выполнении стандартизированных движений другой ногой.
Это связано с улучшением проприорецепторной чувствительности, которая, как было показано В.С. Фарфелем, является определяющей при сохранении равновесия;
- развивается и расширяется индивидуальный векторный динамический диапазон опорных направлений движений;
- значительно сокращается время на освоение технических действий, вследствие их интерпретации как конкретных динамических реализаций принципа опорности;
- развивается волевой контроль внимания;
- при правильном выполнении упражнений на опорность у детей, как правило, происходит отключение личностной рефлексии (самооценки, анализирования, суждения) при сохранении полной осознанности происходящего.
Внешние признаки этого: изменение мимики - мышцы лица расслабляются, выражение лица становится "благообразным", но в то же время "присутствующим"; изменение взгляда - мышцы глаз расслабляются, прекращаются саккады.
Из-за отсутствия возможности произвести полные исследования всех аспектов метода развития координации на основе принципа опорности сделанные выводы имеют предварительный и далеко не полный характер.
Тем не менее представляется, что данный метод может заинтересовать тренеров и педагогов, работающих в различных видах спорта, и телесно ориентированных практиках.
Метод может применяться как самостоятельная развивающая практика, а также стать составляющим компонентом тренировочного процесса в разных видах спорта, и особенно в единоборствах.


Я не ищу мотиваторы для себя - я становлюсь мотиватором для других!
 
алекс8217Дата: Пятница, 01.01.2016, 09:57 | Сообщение # 8
Новичок
Группа: Друзья
Сообщений: 445
Награды: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Начнем разбираться с основными терминами данной статьи. Зачем? Для того, чтобы увеличить степень понимания самой статьи и тех вопросов, которые она затрагивает.
Термин «координация» происходит от латинского coordinatio — взаимоупорядочение. В Википедии есть такое определение: Координация движений — процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи.Это определение явно недостаточное, по-моему! Почему в нем оговаривается только активность мышц? А в тень уходит кто и как согласует... Кто ставит задачу?
В медицинском словаре уже говорят о координации движений как о согласование импульсов отдельных мышечных групп во времени и пространстве, направленное к достижению определенного двигательного эффекта. Импулься - это уже подчеркивается активная роль центральной нервной системы. "Если человек намеревается поднять мяч, затем пушинку, затем пудовую гирю, он посылает мышцам совершенно различные импульсы, зависящие от представления о сопротивлении, которое каждое из этих движений должно будет встретить". Так мы с вами обращаем внимание на то, что при координации движений важны не только мышцы,нервные импульсы, но и представления человека! А представления - это уже психологический аспект координации движений!


Выиграть случайно нельзя-случайно можно проиграть.
 
алекс8217Дата: Пятница, 01.01.2016, 09:58 | Сообщение # 9
Новичок
Группа: Друзья
Сообщений: 445
Награды: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Но ни одно движение не может быть всецело соразмерено с самого начала; само протекание уже начавшегося движения сопровождается непрерывными коррективными (исправляющими) импульсами, посылаемыми центральной нервной системой во все прямо или косвенно занятые в движении мышцы.
У тренированных людей может быть больше соразмеренности в начале движений!
Существование корректирующих импульсов обеспечивает человеку нормальную координацию движений. Итак, у человека есть .представление о мире и о себе, есть его положение в мире, есть потребность активности в мире и проявление этой активности, представление о своем непрерывном взаимодействии с миром, о своей неразделенности с миром. Координация движений - это лишь аспект непрерывного взаимодействия с миром. Она может быть лучше или хуже с точки зрения этого взаимодействия.
Когда координация движений нарушена? Когда есть проблемы существования человека и взаимодействия с миром.
Нарушение координации движений связаны с нарушением работы проприорецепторов, то есть важны в этом процессе ощущения!
В координации движений участвует спинной мозг и головной мозг, а именно: мозжечок, зрительные бугры, ядра среднего мозга и лобные доли большого мозга.
Нарушение работы разных отделов нервной системы ведет к нарушению координации движений или атаксии.
Атаксия (греч. ataxia — беспорядок, от а — отрицательная частица и taxis — порядок), расстройство координации произвольных движений.


Выиграть случайно нельзя-случайно можно проиграть.
 
алекс8217Дата: Пятница, 01.01.2016, 09:58 | Сообщение # 10
Новичок
Группа: Друзья
Сообщений: 445
Награды: 2
Репутация: 0
Статус: Offline
Какие различают беспорядки в координации движений?

В норме человеку необходимо осуществление эвтопии - правильного попадания в нужную точку и эвметрии-правильной меры движений.

С нарушением пространственной координации движения человека могут становятся чрезмерными (дисметрия), теряют меткость (дистопия) и уверенность.

Вторичная координация движений связанна с проходимостью бокового мозжечкового пути спинного мозга, а в головном мозгу — с мозжечком, мостом, лабиринтами и лобными долями. Ее значение лучше всего выяснено сейчас для механизмов сохранения равновесия. При заболеваниях мозжечка кинестетическое чувство (т. е.ощущение положения, направления и силы движения) обычно не нарушается, но зато поражаются стояние (симптом Ромберга) и походка. Последняя становится неустойчивой, возникает стремление падать (астазия), затрудняется изменение направления ходьбы и т. д. Нарушается и нормальная координация движений других частей тела: глаз (нистагм), рук (адиадохокинез).
Мозжечек принимает участие в осуществлении временной или ритмической координации движений -эвритмии!


Выиграть случайно нельзя-случайно можно проиграть.
 
Форум » ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС » НА ТАТАМИ » "Опорность" как принцип развития координации в борьбе
Страница 1 из 212»
Поиск: