Книга тренера - Форум
Приветствую Вас Гость!
Суббота, 25.02.2017, 00:44
Главная | Регистрация | Вход | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 3123»
Модератор форума: KVN 
Форум » МУЛЬТИМЕДИА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ » Биографии, книги и видео о дзюдо » Книга тренера (Вайцеховский С. М. Книга тренера. М., «Физкультура и спорт")
Книга тренера
книголюбДата: Пятница, 04.04.2014, 22:35 | Сообщение # 1
Новичок
Группа: Друзья
Сообщений: 52
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Книга не совсем про дзюдо но на мой взгляд одна из самых доступных в плане понимания тренировочного процесса
 
книголюбДата: Пятница, 04.04.2014, 22:36 | Сообщение # 2
Новичок
Группа: Друзья
Сообщений: 52
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
«Книга тренера» предназначена в первую очередь для тренеров, не имеющих высшего физкультурного образования. В ней последовательно, в популярной форме, с большим количеством практических примеров раскрывается содержание основных звеньев системы спортивной подготовки: основы спортивной тренировки и управления его, воспитание морально-волевых и физических качеств, отбор спортсменов. Специальные разделы посвящены организации творческого процесса тренера, системе его самообразования.
В книге дается много справочного материала по подбору упражнений, режиму спортсменов.
 
книголюбДата: Пятница, 04.04.2014, 22:40 | Сообщение # 3
Новичок
Группа: Друзья
Сообщений: 52
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
попробую по мере возможности выкладывать статьи из этой книги она отсканированна и распозннна мною вручную процес этот не быстрый но попробую, вот на обсуждение выношу главу
ТРЕНЕР. ЕГО МЕСТО И РОЛЬ В СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКЕ
 
книголюбДата: Пятница, 04.04.2014, 22:42 | Сообщение # 4
Новичок
Группа: Друзья
Сообщений: 52
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
ТРЕНЕР. ЕГО МЕСТО И РОЛЬ В СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКЕ ,
В своей повседневной работе тренер постоянно решает три основные и самым тесным образом взаимосвязан­ные задачи: во-первых, задачу воспитания спортсменов в духе высокой коммунистической морали и беззаветной преданности своей Родине и Коммунистической партии; во-вторых, задачу выработки у своих учеников опреде­ленного характера, отличающегося наиболее важными для общества чертами: смелостью, настойчивостью, инциативностью, дисциплинированностью, и, в-третьих, за­дачу спортивной подготовки, т. е. воспитания физических качеств, выработки навыков, умений, знаний, необходимых для достижения максимально высоких для каждого спортсмена результатов.
Естественно, для успешного решения этих задач тре­нер должен обладать талантом и навыками воспитателя и достаточными специальными знаниями.
В этой связи следует прежде всего определить, каки­ми качествами должен обладать тренер, какими принци­пами руководствоваться в своей работе, как должны строиться его взаимоотношения с учениками.
Видный общественный деятель народной Польши и известный тренер Ян Муляк, рассуждая о профессии тре­нера, писал: «Сильная воля, принципиальность и добро­та — эти заметные с первого взгляда черты характера отличали великих тренеров, независимо от того, каким видом спорта они занимались».
Разумеется, это только самые главные и общие черты. Хороший тренер немыслим без фанатичной преданности спорту, целеустремленности, склонности к смелым поис­кам и новаторству и целого ряда других высоких мораль­ных и волевых качеств.
В нашей стране работают сотни выдающихся трене­ров, специалистов, завоевавших мировую известность. Каждый из них — яркий и самобытный талант, у каждого свои, индивидуальные особенности характера, свои педагогические взгляды, своя школа, но нет ни одного, у кого в высокой, даже в высочайшей степени не были бы развиты перечисленные морально-волевые качества.
И вот за этой длинной галереей интересных и ярких образов встает собирательная фигура тренера. Каков он? Какие черты характера делают его лучшим представите­лем своей профессии?
Это несгибаемая принципиальность и смелость Арка­дия Никитовича Воробьева — наставника советской команды тяжелоатлетов в годы ее наивысших успехов!
Это настойчивость, аккуратность и целеустремлен­ность Владимира Михайловича Дьячкова — воспитателя многих выдающихся прыгунов!
Это доброта и сердечность Виктора Ильича Алексе­ева— лучшего в мире тренера легкоатлетов!
Это вечный поиск Константина Константиновича Куд­рявцева, с именем которого связаны лучшие страницы истории конькобежного спорта в нашей стране!
Это умение каждого хорошего тренера всего себя, без остатка, отдать любимому делу.
И наконец, это высочайший уровень профессиональ­ной подготовленности — знание предмета и умение при­менить свои знания самым рациональным способом.
 
книголюбДата: Пятница, 04.04.2014, 22:43 | Сообщение # 5
Новичок
Группа: Друзья
Сообщений: 52
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
извините за возможные опечатки так распознал сканер, текст в процессе редакции ))))))))))
 
книголюбДата: Пятница, 04.04.2014, 22:45 | Сообщение # 6
Новичок
Группа: Друзья
Сообщений: 52
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
ТВОРЧЕСКАЯ СИСТЕМА „ТРЕНЕР — УЧЕНИК"
Подготовка спортсменов сугубо творческий процесс. Подобно тому как художник начинается с картины, а пи­сатель с написанной им книги, тренер начинается с уче­ников, причем с учеников не в формальном смысле этого слова, а учеников, воплощающих в жизнь педагогические замыслы и взгляды своего тренера.
Поэтому необходима, как сейчас принято говорить, система «тренер — ученик». Эта система специфична и своеобразна, хотя и имеет некоторое сходство с другими творческими системами, например «режиссер — актер» или «балетмейстер — танцор». Ее специфичность опреде­ляется прежде всего следующими характерными особен­ностями:
Полным единством цели тренера и ученика.
Зависимостью успеха не только от личных качеств тренера и спортсмена, но в первую очередь от их творче­ского контакта, степени их взаимопонимания.
В этом творческом контакте на всех этапах спортив­ной подготовки тренер должен стремиться видеть в уче­нике не слепого исполнителя своих замыслов, а равно­правного творческого партнера. Это, пожалуй, главное условие успешного функционирования всей системы.
Наличие системы «тренер — ученик» делает правомер­ным утверждение, что все моральные и профессиональ­ные качества тренера, являющиеся основой успеха тре­нерской работы, проявляются прежде всего во взаимоот­ношениях тренера с учениками.
Наиболее характерной особенностью внутренних вза­имоотношений в системе «тренер — ученик» является исключительно большое влияние, оказываемое тренером на спортсмена. Эта особенность не всегда находит пра­вильное объяснение и заслуживает того, чтобы остано­виться на ней более подробно.
В самом деле, почему хороший тренер может с лег­костью, непонятной для непосвященных, добиться высо­кой дисциплины и идеального порядка на занятиях, ху­лиганствующего подростка сделать образцом подтянуто­сти, а закоренелого «двоечника» примерным и старатель­ным учеником? Многие склонны видеть здесь только то, что тренер держит в руках своеобразный «пряник» — любовь подростка к интересному виду спорта. Это далеко не все. Представим себе современную тренировку, на­пример, в плавании. 11 — 13-летний ребенок ежедневно, иногда даже без выходных дней, проводит в бассейне полтора-два часа, проплывая в довольно скучных и одно­образных упражнениях до 4—6 километров... Что застав­ляет его изо дня в день идти в бассейн и зачастую испы­тывать там неприятные и даже белезненные ощущения? Только ли интерес? Очевидно, дело прежде всего в том, что за этой однообразной и монотонной работой он ви­дит ( хотя иногда и недостаточно осознанно) романтику состязаний, радость борьбы и сладость победы, т. е. все то, что в его представлении ассоциируется с понятием «спорт». В этой связи фигура тренера предстает перед учеником в особом свете — ведь спортсмен, особенно мо­лодой, видит в своем наставнике человека, уже овеянного романтикой спорта!
Проходят годы. На смену юношеской влюбленности приходит зрелая дружба, основанная на большой общно­сти интересов, и тренер по-прежнему остается одной из центральных фигур в жизни своих учеников. Теперь это уже старший и более мудрый товарищ, готовый прийти на помощь в трудную минуту, которых с ростом спортив­ного мастерства становится больше и больше...
Основными принципами взаимоотношений тренера со I спортсменами должны быть: взаимное доверие и уваже- ; ние, принципиальность, откровенность.
Особо важную роль играет взаимное доверие. Что бы ни предпринимал тренер, он никогда не должен делать того, что может нарушить чувство доверия. Иногда, на­пример, рассчитывая на подъем морального духа спорт­смена, тренер на контрольных соревнованиях или прикид- .. ках умышленно завышает его результат. Применение • такого приема свидетельствует о плохом знании психо­логии. Достаточно спортсмену один раз усомниться в правильности сообщаемого ему результата, и он впредь будет ставить под сомнение все, что говорит тренер. К этому можно добавить, что разочарование спортсмена на соревнованиях, когда он показывает низкий результат после «высокого» на прикидках, в большинстве случаев наносит такую глубокую психическую травму, последст­вия которой сохраняются иногда годами.
 
книголюбДата: Пятница, 04.04.2014, 22:46 | Сообщение # 7
Новичок
Группа: Друзья
Сообщений: 52
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Совершенно недопустимо, чтобы какие-либо слова спортсмена, высказанные в разговоре «по душам», стали впоследствии предметом обсуждения в коллективе. Это раз и навсегда отучит спортсмена, и не только его одно­го, быть откровенным со своим наставником.
Тренер должен всегда выполнять свои обещания. По­этому прежде, чем установить какие-либо правила или что-нибудь пообещать, хороший воспитатель убеждается в том, что его указания понятны и справедливы, а обе­щания реальны и выполнимы. Такое же отношение к своим обязательствам должно передаться и спортсмену. Тренер следит за тем, чтобы его ученик подходил к своей тренировке с реальными мерками и не ставил перед со­бой задач, которые он не в состоянии выполнить. В про­тивном случае может последовать неудача, которая отри­цательно скажется на моральном состоянии спортсмена. Взаимоотношения тренера со спортсменами должны быть достаточно гибкими, причем эта гибкость должна быть основана на исключительно внимательном, каждо­дневном изучении характера спортсмена, его психических к особенностей. Только это позволит найти правильный ! подход к ученикам, правильно определить, кто из них и в ' какой момент нуждается в поддержке и поощрении, по отношению к кому требуются более жесткие формы воз­действия или даже прямое принуждение^.
Нетрудно заметить, что часть спортсменов отличается повышенной склонностью к самостоятельности, любит ? проявлять инициативу, отрицательно относится к излиш-, ней опеке со стороны тренера. Работая с такими спорт­сменами, следует предоставлять им больше возможно­стей для самостоятельного творчества. Надо поощрять инициативу такого спортсмена вплоть до того, что пору­чать ему самостоятельно разрабатывать план трениров­ки, определять нагрузки и т. д. Разумеется, эту самостоя­тельную работу следует внимательно (но ненавязчиво) контролировать и исправлять. Во взаимоотношениях с такими спортсменами тренер должен стремиться зани­мать позицию не наставника и тем более не диктатора, \ а внимательного старшего товарища, который советует и поправляет. Конечно, в необходимых случаях тренер дол­жен быть твердым и непреклонным и с этой категорией спортсменов.
Многие ученики, напротив, не стремятся к особой са­мостоятельности и полагаются на опыт и интуицию тре­нера. Иногда такие спортсмены не отличаются высокими бойцовскими качествами на соревнованиях и теряют уверенность в своих силах, особенно в отсутствие своего наставника. Задача тренера в работе с такими учени­ками— всячески пробуждать их активность и самостоя­тельность.
Сложным во взаимоотношениях тренера и спортсме­на нередко является тот случай, когда спортсмен, до­стигнув определенного класса, перестает прогрессировать или ухудшает свои результаты. В этой обстановке от­дельные тренеры, вопреки здравому смыслу, продолжают «держаться» за старых учеников, внушая им и себе не­сбыточные надежды. Прежде всего следует внимательно разобраться, является ли застой результатов временным явлением, встречающимся в тренировке всех атлетов, или он закономерно вызван возрастом спортсмена, снижени­ем его функциональных возможностей или другими при­чинами. Если тренер уверен в том, что дальнейший про­гресс и даже поддержание результатов на прежнем уров­не невозможны, он должен откровенно сказать об этом спортсмену и вместе с ним принять решение: продол- ' жать ли выступления в соревнованиях, не считаясь со ^ снижением спортивного класса, или перейти к тренировке со сниженными нагрузками, а от нее — посте­пенно к оздоровительной физической культуре. .
 
книголюбДата: Пятница, 04.04.2014, 22:46 | Сообщение # 8
Новичок
Группа: Друзья
Сообщений: 52
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Во многих случаях взаимоотношения тренера и спорт­сменов зависят от характера тренера, манеры его пове­дения. Особенно это проявляется в период соревнований, когда восприимчивость спортсмена обострена до предела.
В любой, даже самой напряженной, обстановке сорев­нований тренер обязан сохранять абсолютное спокойст­вие, всем своим видом демонстрируя уверенность и соб­ранность. Ничто не бывает таким заразительным, как проявление нервозности, боязни, неуверенности. Тренер, у которого предстартовое волнение непреодолимо, что само по себе является серьезнейшим недостатком, не должен общаться со спортсменами перед стартом. / Многие выдающиеся тренеры считают исключительно важным качеством умение владеть словом. Это качество проявляется в разнообразных формах, в частности в фор­ме внесения элементов юмора в тренировочные занятия. В своей работе эти тренеры любят приводить остроумные примеры и сравнения, не теряются даже тогда, когда ослабевает дисциплина. Остроумным замечанием они легко восстанавливают контроль над спортсменами и раз­ряжают обстановку или незаметно, с помощью шутки, сглаживают тон принуждения, необходимого особенно в тяжелых интенсивных тренировках.
Юмор и шутка помогают тренеру во время разбора допущенных спортсменом тактических и технических ошибок и не вызывают у него неприязни к тренеру.
Разумеется, тренер должен быть при этом очень осто­рожен и тактичен: никогда не следует шутку и юмор под­менять насмешкой и сарказмом. Спортсмен, который вкладывает в тренировку все силы, очень чувствителен, особенно в периоды больших напряжений. Он может глубоко оскорбиться и навсегда уйти от тренера или вов­се оставить спорт.
 
книголюбДата: Пятница, 04.04.2014, 22:47 | Сообщение # 9
Новичок
Группа: Друзья
Сообщений: 52
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ТРЕНЕРА
Основой успеха тренера-в работе и важнейшим каче­ством, определяющим его авторитет у учеников, бесспор­но, является уровень профессиональной подготовленнос­ти, т. е. наличие необходимых знаний и опыта и умение наиболее рационально их применить. Тренер, желающий добиться успеха, должен в совершенстве знать свой вид спорта, быть в курсе всех новинок методики тренировки, техники, тактики.
На первой стадии работы с новичками недостаточ­ная теоретическая и^практическая подготовленность тре­нера в глаза не бросается, однако через некоторое вре­мя, с ростом спортивных результатов учеников, круг их специальных вопросов расширяется, а сами вопросы ста­новятся более глубокими и сложными. Многие спортсме­ны начинают интересоваться вопросами теории своего вида спорта, читают специальные газеты и журналы и часто обсуждают их в своей среде. В этот период всякое ,отставание тренера в теории и практике может оказаться роковым и привести к снижению или полной утрате авто­ритета.
Не случайно такие выдающиеся тренеры, как А. Во­робьев (тяжелая атлетика), В. Аркадьев (фехтование), К. Инясевский( плавание), А. Чернышев и А. Тарасов (хоккей), Е. Самсонов (гребля), отличаются исключи­тельно высоким уровнем профессиональных знаний, яв­ляются крупнейшими теоретиками своего вида спорта, авторами многих высококачественных учебников, статей, лекций, докладов.
Вот что говорит об авторитете тренера выдающийся голландский конькобежец Кейс Феркерк: «На мой взгляд, авторитет тренера очень важен в коньках. Исти­ны, которые воспринимает ученик, только тогда достига­ют цели, когда они преподносятся авторитетами. Когда учитель химии опытами доказывает справедливость тео­рии, он становится авторитетом. Следующая его словес­ная информация воспринимается на веру, как аксиома, не требующая доказательств. Она автоматически стано­вится в ряд добытых собственным опытом знаний».
Успех тренировки всецело зависит от того, насколько тренер овладел всем многообразием знаний, необходи­мых для грамотного построения тренировочного процесса и управления им. Тренер, безусловно, должен хорошо знать современную теорию физического воспитания, осно­вы анатомии, педагогики, психологии, физиологии, био­химии, биомеханики. Это, так сказать, фундамент теоре­тической подготовки. Тренер должен также уметь рабо­тать с книгой, знать хотя бы основные сведения из наук, близких его виду спорта (например, основы гидродина­мики — для гребли, плавания, парусного спорта), владеть техникой кино- и фотосъемки и уметь анализировать ки­номатериалы, иметь представление об основных методах исследования и контроля и применяемой для этих целей простейшей аппаратуре. Все это ставит тренера перед необходимостью беспрерывно расширять свои знания.
Большой помощник в работе тренера — его личный спортивный опыт. Он позволяет, во-первых, правильно оценивать реакцию спортсмена на предлагаемые нагруз­ки, во-вторых, понять все тонкости психологии трениров­ки, в-третьих, дает определенное «моральное право» счи­таться «профессором своего дела» в работе со спортсме­нами любого уровня подготовленности. Однако далеко не все большие спортсмены становятся хорошими тренера­ми. Более того, бывают случаи, когда обширный личный опыт, успехи, достигнутые в свое время в спорте, стано­вятся для тренера высшим критерием системы трениров­ки, мешают правильно оценить непрерывную эволюцию спорта. Тренер, главный педагогический принцип которо­го заключен в формулировке «делай, как делал я», не понимает, что те средства и методы, которые 5—10 лет назад привели его к рекорду, в наше время значительно устарели и во многом потеряли эффективность.
Не меньшим пороком, чем «культ собственного опы­та», является и слепое копирование чужого опыта и осо­бенно попытка перенести опыт тренировки сильнейших спортсменов непосредственно в тренировку спортсменов низших разрядов. Нередко тренер, следуя очередной мо­де, ежегодно меняет систему тренировки и свои взгляды на нее — и, естественно, не добивается успеха.
Неумение тренера критически относиться к опыту тренировки и распознать индивидуальные особенности атлета порождает и другую серьезнейшую ошибку — стремление любой ценой и любым путем выполнить опре­деленный план, буквально не считаясь ни с самочувстви­ем спортсмена, ни с предупреждениями врачей, ни со здравым смыслом. В этом случае тренер превращается в «раба программы», подчиняя свою деятельность погоне за выполнением цифровых показателей плана.
Обе эти ошибки при всем их принципиальном разли- нии содержат в своей основе общие признаки: низкую профессиональную грамотность, неумение мыслить твор­чески, нежелание или боязнь идти на смелый экспери­ментальный поиск, без которого успешный тренировоч­ный процесс просто немыслим.
 
книголюбДата: Пятница, 04.04.2014, 22:49 | Сообщение # 10
Новичок
Группа: Друзья
Сообщений: 52
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
ТВОРЧЕСНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ТРЕНЕРА
Спортивная тренировка — это творческий процесс, в котором тренер беспрерывно сталкивается с решением задач со многими неизвестными. Для того чтобы решать их успешно, тренер должен постоянно стремиться к зна­ниям, учиться правильно анализировать проделанное и предвидеть предстоящее.
Во всем многообразии вопросов, входящих в понятие «творческая лаборатория «тренера», можно несколько условно выделить три основных:
Теоретическая подготовка, повышение квалифика­ции, самообразование.
Анализ тренировочного процесса, исследователь­ская работа.

Применение в работе вспомогательных технических средств (в первую очередь киносъемки).
Теоретическая подготовка тренера
В основе теоретической подготовки тренера лежат творческое приобретение знаний и, разумеется, выработ­ка умения их использовать. Весь процесс теоретической подготовки тренера можно представить в виде двух взаи­мосвязанных этапов.
Первый этап — это приобретение необходимого минимума «базовых» знаний о построении тренировки, о методах и средствах, о спортивном режиме и т. д.
Как правило, тренеры, не имеющие специального об­разования, располагают лишь элементарными, подчас отрывочными и бессистемными сведениями, относящими­ся к самым различным сторонам тренировочного процес­са, и более или менее значительным опытом собственной тренировки. При современном уровне развития спорта это бесконечно мало!
Одним из способов получить необходимые базовые знания, приобрести необходимую теоретическую подго­товку является самообразование.
Второй этап — это продолжающийся в течение всей долгой тренерской жизни процесс накопления и уточнения знаний, постоянное расширение кругозора.
Содержание теоретической подготовки на втором эта­пе находится в прямой зависимости от того, насколько прочным «фундаментом» тренер уже обладает.
Самостоятельная учеба, с многих точек зрения, менее продуктивна, чем организованные формы учебы. Однако у нее есть и свои преимущества, главное из которых со­стоит в том, что она позволяет выбирать только то, что необходимо в данный момент, и постоянно связывать это необходимое с практической работой. Естественно, что нередко при этом процесс учебы протекает более интерес­но, а приобретаемые знания более прочны.
Самообразование должно строиться по определенной, хорошо продуманной системе, смысл которой заключает­ся прежде всего в том, что занимающийся получает огра­ниченный объем тщательно подобранной информации в той последовательности, которая диктуется нуждами практики и логической связью изучаемых предметов.
Разрабатывая любую систему самообразования, не­обходимо ответить на три вопроса: 1. Чем заниматься (выбор предметов, последовательность и объем затраги­ваемых в них вопросов)? 2. Как заниматься (когда, сколько, с какой периодичностью)? 3. Как контролиро­вать качество и прочность приобретаемых знаний?
Следует допустить, что тренер может уделять само­стоятельной учебе не более 3—5 часов в неделю, т. е. по 1—1,5 часа через день. Эта норма, которая в масштабе одного года дает лишь около 200 учебных часов, застав­ляет при разработке программы ограничиваться только самыми необходимыми предметами и разделами.
Примерный учебный план самообразования на двух­летний период можно составить следующим образом:
Предложенный вариант учебного плана самообразо­вания может быть несколько видоизменен в зависимости от подготовленности тренера и специфики «его» вида спорта. Например, тренеры, работающие в видах спорта, требующих проявления выносливости (стайерский бег, лыжные гонки, плавание и т. п.), очевидно, должны не­много увеличить в плане «удельный вес» физиологии и биохимии, в то время как тренерам-специалистам в так называемых технических видах спорта (гимнастика, прыжки в воду, фигурное кггтание на коньках и пр.) сле­дует несколько расширить программу по биомеханике.
 
Форум » МУЛЬТИМЕДИА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ » Биографии, книги и видео о дзюдо » Книга тренера (Вайцеховский С. М. Книга тренера. М., «Физкультура и спорт")
Страница 1 из 3123»
Поиск: